Среда, 24 мая 2017 г.

Экономика и инвестиции
 

Общая информация
 

Экономические реформы.За годы государственной независимости в стране регулярно проводятся важные и целевые экономические реформы и структурно-институциональные преобразования, способствующие совершенствованию отвечающим современным мировым стандартам банковской и финансовой систем.

За двадцать пять лет независимости преодолен ряд имеющихся трудностей и препятствий новой формации, заложен фундамент независимого государства, дан старт великим созидательным начинаниям и глубоким социально-экономическим преобразованиям, обеспечение энергетической независимости, вывод страны из коммуникационного тупика и обеспечение продовольственной безопасности превращены в стратегию и главные направления государственной политики.

С 1997 года, т.е. после установления мира в стране, начала развиваться экономика страны. Даже в 2009 году, когда мировой финансовый кризис достиг своего пика и в мировой экономике наблюдался заметный спад, Таджикистану удалось, уменьшив влияние этого кризиса на экономику, выдержать положительные тенденции экономического развития.

Республика Таджикистан строит свои экономические отношения на мировой арене на основе равноправного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Последовательные шаги Основателя мира и национального единства – Лидера нации, Президента страны на этом поприще направлены на постоянное расширение сотрудничества с партнерами по развитию и мировым сообществом, что за годы государственной независимости способствовало беспрецедентному росту авторитета Таджикистана на мировой арене.

По инициативе и непосредственной поддержке Лидера нации- Президента страны Эмомали Рахмона Правительство Таджикистана установило с авторитетными международными организациями и развитыми мировыми державами прочные экономические отношения, и сегодня эти страны вносят вклад в реализацию экономических реформ и улучшения уровня жизни населения.
Еще в начале 21 – го века, в 2000 году, по инициативе Президента, Правительство Республики Таджикистан наряду со 191 страной мира подписало Декларацию Тысячелетия. В этой связи Правительство Таджикистана предприняло меры, отвечающие обязательствам по обеспечению расширения международного сотрудничества и достижению Целей Развития Тысячелетия.

В 2010 году по инициативе ООН был организован международный симпозиум о достижениях государств-членов, посвященный десятилетию начала действия Декларации Тысячелетия.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, непосредственно участвуя на этом представительном международном форуме, который состоялся в сентябре 2010 года в ООН, представил мировому сообществу достижения республики. На этой встрече Президент страны призвал мировое сообщество уделить особое внимание проблемам стабильного развития, поиску путей решения проблем, имеющих долгосрочный характер, в том числе изменение климата, защита биоразнообразия и развитие сотрудничества в сфере использования водных ресурсов.

Процессы реформ во всех составных сферах экономики страны и реализация национальных приоритетов на основе обеспечения эффективного сотрудничества с партнерами по развитию находятся под непосредственным и неустанным контролем Руководителя государства. С этой целью Президент страны образовал Совет национального развития, который занимается всесторонним и целенаправленным обеспечением Национальной стратегии развития и среднесрочных стратегий по поднятию уровня жизни населения с привлечением прямых инвестиций и вкладов партнеров по развитию.

В 2015 году, несмотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса и роста давления на нашу национальную экономику, в результате солидарного труда славного народа нашей страны были обеспечены позитивное экономическое развитие и устойчивость макроэкономических показателей, объем валового внутреннего продукта составил более 48 млрд. сомони, темп его роста – 6% и уровень инфляции – 5%.

В 2015 году уровень бедности снизился до 31%, ВВП на душу населения увеличился на 3,8%. Сумма вкладов в течение года увеличилась на 9 млрд. сомони, или на 35%.

Названные показатели способствовали продолжению тенденции улучшения демографической ситуации и состояния здоровья населения, в результате чего, в 2015 году средняя продолжительность жизни граждан достигла 73,5 года, по сравнению с прежними годами существенно снизилось количество материнской и детской смертности.

Показатели смертности матерей при родах за последние пять лет до 2015 года снизились в 1,6 раза и детской смертности – в 2,5 раза.

В 2015 году в рамках государственных и отраслевых программ было создано 205 тыс. новых рабочих мест.

Показатель государственного долга относительно ВВП в 2014 году составил 27,9%, эта цифра в соответствии с международными нормами по управлению долгами считается умеренным показателем.
Наряду с этим, следует напомнить, что в 2015 году большинство сфер нашей национальной экономики подверглось большому сильному влиянию внешних факторов и этот процесс в определенной степени оказал негативное влияние на развитие торговых связей, баланса выплат, курса национальной валюты и показателей государственного бюджета.

В целях предотвращения подобной ситуации в 2015 году Правительством был принят План дополнительных мер, в рамках которого был осуществлен ряд эффективных мер для обеспечения развития реальных секторов экономики, государственной поддержки предпринимательства, максимально большего привлечения внутренних и внешних инвестиций, создания производственных предприятий и новых рабочих мест, развития сотрудничества с торговыми партнерами и мировыми финансовыми организациями.

В рамках антикризисных мер с целью обеспечения безработных граждан и вернувшихся на Родину трудовых мигрантов рабочими местами была принята «Государственная программа содействия занятости населения на 2016-2017 годы», в соответствии с которой должны быть созданы и восстановлены более 300 тыс. рабочих мест.

На дальнейших этапах цели обретут новые качества, их основу будут составлять переход от обеспечения энергетической независимости к эффективному использованию электроэнергии, от выхода из коммуникационного тупика к превращению нашей страны в транзитную страну и от обеспечения продовольственной безопасности к доступу населения к качественному питанию.

В этом процессе приоритет будет отдаваться эффективности реальных секторов экономики, развитию человеческого потенциала, диверсификации производства, институциональному усилению и развитию регионов.

Предусматривается дальнейшее устойчивое развитие страны в индустриальной и инновационной форме, стремимся к повышению эффективности использования ресурсов и возможностей во всех сферах социально-экономической жизни и уже осуществляем отдельные меры для недопущения уязвимости национальной экономики страны в долгосрочный период.

Промышленное производство является двигателем национальной экономики, оно обеспечивает занятость населения, является источником доходов государственного бюджета и в целом, важнейшим фактором решения социальных вопросов.

С целью выполнения этих задач и достижения развития промышленности страны до 2015 года реализован ряд отраслевых программ, которые способствовали расширению первичной переработки промышленного сырья и сельскохозяйственной продукции.

Ныне для максимального использования промышленных мощностей и увеличения переработки отечественного сырья, в том числе полной переработки хлопка-волокна, предусмотрен ряд преференций.
Кроме того, для строительства большинства важных объектов и ввоза современного оборудования и технологий также установлен ряд преференций, общая сумма которых за последние шесть лет, до 2015 года составила 20 млрд. сомони и только в 2014 году – 4 млрд. сомони. То есть, эти средства с целью поддержки предпринимательства отданы в распоряжение предпринимателей.

В 2015 году добыча угля достигла более 1 млн. тонн, за последние десять лет до 2015 года она выросла более чем в 10 раз.

Реализация проводимой Правительством политики в сфере добываемой и перерабатывающей промышленности показала, что можно преодолеть зависимость экономики страны от импорта угля, цемента и других видов строительных материалов и создать базу для их экспорта.

Кроме того, в нескольких районах страны в 2016 году и в будущем году предусмотрено строительство и сдача в эксплуатацию промышленных зон, в том числе двух предприятий по переработке нефти мощностью около 2 млн. тонн, трех цементных заводов мощностью более 3 млн. тонн, текстильных предприятий с мощностью переработки 52 тыс. тонн хлопка-волокна и производства 150 млн. м2 хлопковой ткани, строительство 3 предприятий химической промышленности, переработки цветных металлов  производственной мощностью  1400 кг золота, крупного металлургического предприятия с мощностью 50 тыс. тонн цинка и 50 тыс. тонн свинца и еще одного металлургического предприятия мощностью 400 тыс. тонн.

Следует подчеркнуть, что деятельность промышленных предприятий, особенно предприятий по переработке минералов, черной и цветной металлургии зависит от электроэнергии и других инфраструктурных условий.

Поэтому при планировании строительства  промышленных предприятий учитываются  вопросы их размещения поблизости к источникам сырья, необходимого объема электроэнергии, воды, дороги и другой производственной и социальной инфраструктуры с использованием малозатратных технологий.

В Стратегии дальнейшего развития страны предусмотрена индустриализация страны. Этот шаг, способствуя увеличению полной переработки сырья, росту объема производства отечественной конкурентоспособной продукции и усилению экспортного потенциала страны, создаст реальную основу для баланса внешней торговли и решения социальных проблем.

Правительство страны, в частности министерствапромышленности и новых технологий, сельского хозяйства и другиесоответствующиеминистерстваи ведомства для решения стратегических целей и реализации прогрессивных форм и методов управления экономикой разрабатывают отраслевые программы в рамках установленных приоритетов, чтобы обеспечить их своевременную и качественную реализацию.

Путем обеспечения отечественного производства и уменьшения административных и технических барьеров внешнеэкономические связи страны постепенно расширяются, и Таджикистан сегодня признан мировым сообществом в качестве надежного торгового партнера.

Вместе с тем, в нашей внешнеэкономической деятельности по причине несбалансированности отечественного производства до сих пор доля импорта превышает потребность.

С этой точки зрения в Стратегии внешнеторговой политики в среднесрочный период особое внимание уделяется трём главным направлениям – стимулированию экспорта, развитию экспортоориентированного производства и упрощению процедуры торговли.

Развитие промышленной отрасли, в первую очередь, зависит от выработки электроэнергии. Однако следует отметить, что до 2015 года объем вырабатываемой в стране электроэнергии недостаточен для обеспечения устойчивого развития экономики.

Поэтому, наряду с пуском новых мощностей по выработке электроэнергии, чтобы обеспечить её эффективное использование во всех сферах, особенно уделяется первостепенное внимание использованию энергосберегающей техники и оборудования.

Хотя в нашей стране очень мало производства нефти, газа и переработки горючих материалов, но наши гидроэнергетические ресурсы весьма огромны и их разумное использование может в разы увеличить наши возможности по обеспечению устойчивого экономического развития и усилению экспортного потенциала страны.

Будущий прогресс мира во многом зависит от возобновляемой энергии. Ибо она является важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического развития, формирования «зеленой экономики», защиты окружающей среды, предотвращения стихийных бедствий, связанных с изменением климата и снижением выбросов углекислого газа.

Правительство страны считает гидроэнергетические ресурсы национальным достоянием. Поэтому развитие сферы гидроэнергетики нами определено в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности, в сотрудничестве с международными партнерами мы продолжим ремонт, реконструкцию и строительство энергетических объектов.

16 ноября 2004 года между Правительствами Республики Таджикистан и Российской Федерации было подписано Соглашение о строительстве ГЭС «Сангтуда-1». Строительству ГЭС «Сангтуда-1» был дан старт 21 апреля 2005 года. Общая мощность данной станции, имеющей 4 агрегата по 167,5 мВт, составляет 670 мВт. Этот объект был принят в эксплуатацию в июле 2009 года Государственной комиссией с участием Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона и Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Указ Президента Республики Таджикистан «О дополнительных мерах по экономному использованию энергии» являлась очередной инициативой Главы государства Эмомали Рахмона, направленной на процесс обеспечения энергетической независимости и поднятия уровня жизни населения, целью использования энергосберегающих приборов и оборудования является, прежде всего, экономия энергии и уменьшение потери водно-энергетических ресурсов страны.

Проектная мощность ГЭС «Рогун», имеющей 6 агрегатов по 600 мВт, составляет 3600 МВт, с высотой плотины в 335 метров, объемом водохранилища в 13,3 кубических километра, с полезным объемом в 10,3 кубических километра, с годовым объемом производства электроэнергии свыше 13,0 млрд. кВт/ч, объемом почвенно-каменной плотины в 71 млн. кубических метра и общим объемом бетона в 2,5 млн. кубических метров. В 2008 году при финансировании Правительства Республики Таджикистан возобновились и продолжаются строительно-восстановительные работы на ГЭС «Рогун».

Для достижения энергетической независимости за счет бюджетных средств и зарубежных инвестиций сфере будет направлено 36 млрд. сомони, только в 2016 году для развития отрасли выделено 4 млрд. сомони.

Строительство и реконструкция запланированных энергетических объектов в ближайшее время позволит полностью обеспечить электроэнергией население и различные сферы нашей национальной экономики и в летнее время создаст условия для экспорта лишней электроэнергии в страны региона.
Таджикистан, как страна, обладающая огромными ресурсами воды, выступает за справедливое и разумное использование этих ресурсов путем международного и регионального сотрудничества и считает последовательную реализацию дипломатического сотрудничества в сфере воды единственным способом решения проблем в этом направлении. Ибо доступ к энергии имеет ключевое значение на пути достижения целей устойчивого развития, особенно для развивающихся и горных стран  этот вопрос превратился в важнейшую проблему дня. Поэтому для Таджикистана имеет особое значение вопрос доступа к энергии для обеспечения социально-экономического развития и снижения бедности.

Таджикистан, как горная страна, обладает богатыми водными ресурсами. После завоевания государственной независимости с учетом недостаточности других минеральных запасов, в том числе, нефти и газа, водные ресурсы считаются стратегическими ресурсами страны, их целевое и эффективное использование для развития государства является одной из основных задач динамичного регулирования государственной политики.

Вопрос использования водных ресурсов является одним из основных направлений государственной политики Республики Таджикистан, в связи с этим наша страна, после выдвижения нескольких интересных и ценных предложений, была признана на мировой арене как инициатор глобальных проектов по проблеме воды. Объявление по инициативе Таджикистана 2003 года Международным годом чистой воды, 2005-2015 годов – Международным десятилетием действий «Вода для жизни» и 2013 года – Годом международного сотрудничества по проблемам воды, а также "Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития», 2018-2028 гг. являются свидетельством продуктивности политики Президента и Правительства Республики Таджикистан в этом направлении.

С целью претворения данных инициатив, а также укрепления и упрочения позиции страны, Правительством Республики Таджикистан совместно с ООН в городе Душанбе состоялось несколько международных мероприятий, в том числе, в 2003 году – Международный форум чистой воды, в 2005 году – Международная конференция по региональному сотрудничеству в бассейне трансграничных рек, в 2008 году – Международная конференция по сокращению чрезвычайных природных ситуаций, связанных с водой, и в 2010 году – Международная конференция высокого уровня по итогам среднесрочному всеобъемлющему обзору хода реализации Международного 10-летия действий «Вода для жизни», в 2015 году – Международная Конференция высокого уровня по итогам выполнения Международного десятилетия действий "Вода для жизни", 2005-2015 г.г., в работе которых приняли участие руководство и делегации на высоком уровне стран – членов ООН, представители десятка международных и неправительственных организаций.

Правительство Таджикистана, опираясь на Конституцию Республики Таджикистан, Водный Кодекс, другие законодательные источники страны, проводит политику рационального использования и охраны водных ресурсов в масштабе страны и региона. Обладая около 55% водными ресурсами региона, Таджикистан с чувством ответственности относится к справедливому и равноправному использованию этих водных ресурсов не только в стране, но и в прибрежных странах основных рек Центральной Азии.

Ныне с целью улучшения обеспечения населения нескольких городов и районов страны чистой питьевой водой осуществляются 7 государственных инвестиционных проектов на общую сумму почти 1 млрд. сомони. В целом, в период независимости на эти цели израсходовано 2,5 млрд. сомони.

В результате принятых до сих пор мер обеспечено реальное развитие валовой сельскохозяйственной продукции, за последние десять лет,до 2015 года она увеличилась почти в 2 раза и в 2015 годув среднем составляет 23% нашего валового внутреннего продукта.

Повышение культуры земледелия, эффективное использование воды и земли, внедрение повторного сева способствуют увеличению сельскохозяйственной продукции.

За последние 15 лет,до 2015 года в сельскохозяйственной отрасли реализовано 42 государственных инвестиционных проекта на сумму более 3,7 млрд. сомони.

Ныне в данной отрасли продолжается реализация 9 государственных инвестиционных проектов в объеме 1,5 млрд. сомони.

В целях выполнения Указа Президента Таджикистана от 27 августа 2009 года «О дополнительных мерах по развитию сферы садоводства и виноградарства в Республике Таджикистан на 2010-2014 годы» на площади 50 тыс. гектаров возведены новые сады и виноградники, программа перевыполнена и таким путем создано более 100 тыс. новых рабочих мест.

С целью продолжения этого процесса Правительством принята новая программа развития сферы садоводства и виноградарства на 2016-2020 годы, в соответствии с которой в предстоящие пять лет предусмотрено возведение 20 тыс. гектаров новых садов и виноградников.

В этой связи, чтобы внимание отечественных предпринимателей было направлено на строительство предприятий, оснащенных современными технологиями по переработке фруктов и овощей, производству конечной продукции, расширению площади теплиц, логистических центров, а также современных холодильных помещений для хранения фруктов и овощей.
В 2013-2014 годы годовой рост производства валовой сельскохозяйственной продукции в среднем составил более 7%, а в 2015 году – 3,2%.

В 2015 году ресурсы потребительского рынка страны формируются за счет производства продукции сферы сельского хозяйства страны, этот процесс оказывает позитивное влияние на достаток на потребительском рынке и на цены продуктов.

Таджикистан имеет весьма благоприятные природные условия, необходимые ресурсы и возможности, в случае полного и эффективного использования которых можно обеспечить население страны продуктами питания, то есть решить вопрос продовольственной безопасности – одну из своих национальных целей.

В связи с этим, Правительство страны стремится устранить все существующие барьеры в направлении экспорта фруктов и овощей, в том числе сухофруктов.

В горных условиях Таджикистана одним из условий продвижения национальной экономики считается формирование транспортной инфраструктуры.
В годы независимости, до 2015 года в транспортной сфере страны реализовано 45 государственных инвестиционных проектов на общую сумму более 12 млрд. сомони, реконструировано, построено и сдано в эксплуатацию более 2-х тыс. км автомобильной дороги.

Ныне в отрасли продолжается реализация 14 проектов на общую сумму 5,5 млрд. сомони.

В 2015 году завершена реконструкция автомобильной трассы Душанбе-Турсунзаде протяженностью 57 км на сумму  более 800 млн. сомони и автотрассы Айни-Пенджикент протяженностью 113 км на сумму более 700 млн. сомони. В 2016 году завершился реконструкция автомобильной дороги Восе-Ховалинг протяженностью 88 км на сумму 370 млн. сомони. Также сдана в эксплуатацию железная дорога Душанбе-Кургантюбе (участок Вахдат-Яван), то есть обеспечивался связь столицы с одной из крупнейших областей страны – Хатлонской областью.

В период независимости до 2015 года построено более 190 км железной дороги.
В течение 2016 года начались работы по строительству и реконструкцию еще нескольких важных транспортных объектов, таких как реконструкция участка автодороги Душанбе-Турсунзаде на сумму 480 млн. сомони и Исфара-Худжанд на сумму более 310 млн. сомони.

В 2015 году продолжались работы по подготовке проекта для начала реконструкции автодороги Калаи Хумб – Вандж протяженностью около 110 км и общей стоимостью более 2 млрд. сомони.

Только в осуществлении инвестиционных проектов сферы транспорта в 2015 году работают более 3-х тыс. человек.

В течение 2015 года в целом отремонтировано и реконструировано около 510 км дороги, построено и восстановлено 140 мостов.

Кроме того, на сумму более 70 млн. сомони завершены  работы по ремонту и реконструкции междугородных, межрайонных  и сельских дорог протяженностью 324 км, за счет Резервного фонда Президента страны реконструированы и отремонтированы междугородные дороги в 21 городе и районе страны протяженностью 81 км на сумму 90 млн. сомони.

Выход из коммуникационной изоляции. Выход из коммуникационного тупика является жизненно важным вопросом развития всех отраслей экономики страны. Стратегия реконструкции автомобильных дорог, возведение шоссе, железных дорог, современных аэропортов, связь со всем миром через открытие новых авиалиний стала решающим фактором развития экономики, внутренней и внешней торговли. Эти грандиозные планы поэтапно реализуются в рамках Концепции возрождения «Великого Шелкового пути».

Соединение всех регионов страны посредством железных дорог является одним из главных направлений деятельности транспортной сферы. Рост транзитного потенциала и выход на морские порты Пакистана и Ирана, соединение нашей страны с железными дорогами соседних стран является требованием времени. В связи с этим достигнута совместная договоренность соседних стран – Китайской Народной Республики, Кыргызстана, Афганистана, Ирана и Туркменистана о подготовке проектов строительства трансазиатской железной дороги Китай – Кыргызстан - Таджикистан - Афганистан - Иран, которые включены в государственные программы.
 

В сфере гражданской авиации с целью соответствия качества и уровня обслуживания и выхода отечественных авиакомпаний на мировой рынок проведена структурная реформа этой отрасли. Этот шаг позволил создать стабильную устойчивую базу развития в сфере гражданской авиации.
 

Под воздействием мирового экономического кризиса финансовое положение страны стало уязвимым. Бюджет 2016 года, с учетом эффективного использования существующих ресурсов и возможностей, выполнения установленных национальных приоритетов принят в размере 18 млрд. 300 млн. сомони, что более чем на 3 млрд. сомони или 20% больше по сравнению с 2015 годом.

Однако следует отметить, что доходная часть государственного бюджета и ныне во многом зависит от внешних факторов и косвенных налогов.

В этих условиях придется обеспечить источники доходной части бюджета за счет расширения предпринимательской, инвестиционной деятельности и других источников, принять конкретные меры для достижения конечных целей по эффективному использованию его расходной части.

Поэтому Министерство финансов и Национальный банк совместно с другими соответствующими государственными органами с целью укрепления финансовой устойчивости страны, снижения угрозы возникновения кризисов на финансовом рынке, обеспечения активного продвижения рынков капитала в рамках стратегических целей стремятся обеспечить повышение эффективности  распределения ресурсов, уровня и качества государственных услуг и своевременное исполнение принятых документов.

В 2015 году кредитные организации выдали кредиты на общую сумму более 12 млрд. сомони, в том числе 5 млрд. сомони малых кредитов, 1 млрд. из которых приходится на отдаленные горные районы. В течение 2015 года количество клиентов банков и малых финансовых организаций увеличилось до 15%.

В таких условиях денежно-кредитная политика государства путем улучшения условий финансирования и других банковских услуг, будет направлена на стимулирование реального сектора экономики для организации производства и новых рабочих мест, а также будут приняты эффективные и своевременные меры, направленные на обеспечение устойчивости национальной валюты, повышение платёжеспособности и надежности банковской системы, эффективной и безопасной деятельности системы выплат.

Формирование денежно-кредитной политики. Банковская система Таджикистана, образованная на базе банковской сети советского периода и вновь созданных частных банков, за годы независимости поэтапно совершенствовалась и превратилась сегодня в одну из важных и стремительно развивающихся отраслей экономики.

За этот сравнительно короткий период банковская система, преодолев ступени совершенствования законодательной базы, создания опирающегося на мировые финансово-экономические стандарты банковского контроля, усиления деятельности коммерческих банков, возрождения крупных банков и другие нововведения, достигла значительного прогресса.

В процессе образования единой кредитно-денежной системы высока роль вступления Республики Таджикистан в Международный валютный фонд. После ратификации соответствующих документов 23 августа 1993 года, Республика Таджикистан признана полноправным членом этой авторитетной международной финансовой организации, основной целью которой является оказание помощи развивающимся странам и устранение последствий социально-политических кризисов.

Политика валютного регулирования с самого начала является одной из важных направлений денежно-кредитной политики. На первом этапе с целью формирования рыночного механизма реализации иностранной валюты, который должен был функционировать на основе «спроса и предложения», в апреле 1995 года была создана Межбанковская валютная биржа. На этом основании 4 ноября 1995 года был принят Закон Республики Таджикистан «О валютном регулировании и валютном контроле». Принятие данного Закона также способствовало специфике отечественного потребительского рынка к удовлетворению большой потребности в иностранной валюте. При реализации валютной части денежно-кредитной политики, Национальный банк Таджикистана поэтапно внедрил механизм регулирования курса национальной валюты.

Одним из исторически важных явлений независимости стало по инициативе Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона введение в обращение новой национальной валюты – сомони, которое оказало положительное влияние на повышение роста экономических показателей по всем отраслям национальной экономики страны, способствовало выводу республики из экономического кризиса, улучшению финансовой ситуации, нормализации экономики, финансов, бюджета и стабилизации социально-экономической обстановки.

За двадцатипятилетний период независимости банковская система страны достигла значительных успехов в деле сотрудничества с международными финансовыми организациями, такими как Исламский Банк Развития, Азиатский Банк Развития, Европейский Банк Развития и Реконструкции. Данные организации внесли весомый вклад в банковскую систему страны для поддержки среднего и малого предпринимательства, развития образования, здравоохранения, транспорта, энергетики (ремонт и реконструкцию электросетей), ирригации и других отраслей.

Процесс укрепления и совершенствования различных секторов и направлений банковской системы продолжается по настоящее время и направлен на стабилизацию макрофинансовых показателей, соответствия современным мировым стандартам, растущим потребностям населения и экономики.
 

Государство и Правительство страны, считая обеспечение развития сферы предпринимательства одним из важных направлений своей деятельности, осуществляют все необходимые меры для поддержки предпринимателей, обеспечения благоприятных условий формирования сферы путем установления различных льгот в сферах налогообложения, выплаты таможенной пошлины, внедрения моратория на проверку деятельности предпринимательских субъектов.

С целью развития малого и среднего предпринимательства, доступа предпринимателей к кредитным ресурсам за счет государственного бюджета организован Фонд поддержки предпринимательства, который до сегодняшнего дня в 47 городах и районах выдал многим субъектам производственного предпринимательства долгосрочные льготные кредиты по низким процентам в объеме 95 млн. сомони.

В 2016 году данному фонду запланировано выделение 120 млн. сомони за счет государственного бюджета.

Также банки и малые кредитные организации только в 2015 году субъектам производственного предпринимательства выдали кредиты на сумму более 7 млрд. сомони, что на 26% превышает показатель предыдущего года.

Именно в результате реализованных в направлении улучшения предпринимательского и инвестиционного климата мер улучшилась позиция страны, по оценке международных финансовых организаций в течение последних лет до 2015 года страна трижды входила в десятку лидирующих стран-реформаторов.
За последние десять лет до 2015 года в стране реализовано более 90 государственных инвестиционных проектов на общую сумму 12 млрд. сомони, сейчас реализуется 63 других проекта в общем объеме более 19 млрд. сомони.

Также только в 2015 году на сумму более 7,5 млрд. сомони была привлечена зарубежная инвестиция, почти 4 млрд. из которой составляет прямая инвестиция.

На сегодняшнем этапе развития государственный и частный сектора, гражданское общество продолжают свое активное участие в реализации установленных приоритетов.

Кроме того, предприниматели максимально стремятся к расширению своей деятельности, ввозу современных технологий, увеличению производства конкурентоспособной продукции, нацеленной на экспорт, а также созданию новых рабочих мест.

Реализация государственной регистрации юридических лиц с использованием упрощенной процедуры, наряду с другими мерами, направленными на поддержку предпринимательства, позволило Республике Таджикистан войти в десятку лучших стран-реформаторов мира и завоевать международный авторитет.

А также с целью заинтересованности отечественных и зарубежных предпринимателей ввоз технологического и производственного оборудования, их комплектующие части, предназначенные для создания и пополнения уставного фонда предприятий, переоборудования действующей производственной техники, ввоз сельхозтехники, медикаментов и медицинского оборудования были освобождены от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин. Кроме того, вновь созданные предприятия по производству товаров, с учетом объема привлеченных инвестиций, на определенные сроки были освобождены от налога на прибыль.

Государственное регулирование трудовых отношений, занятости населения, создания новых рабочих мест, освоения профессий и миграции населения имеет прямое влияние на социальную стабильность и уровень жизни населения.
Реализация государственных программ содействия занятости населения позволила создать за последние десять лет до 2015 года более 1 млн. постоянных, временных и сезонных рабочих мест и только  посредством государственных органов занятости населения обеспечить 315 тыс. человек рабочими местами, 30% из которых составляют женщины.

С учетом ситуации на сегодняшнем внутреннем и внешнем рынках труда и обеспечения рабочим местом максимально большего числа граждан Министерству труда, миграции и занятости населения, другим соответствующим министерствам и ведомствам, а также руководителям областей, городов и районов, организаций и предприятий,  независимо от форм их собственности, а также предпринимателям, ответственным лицам учреждений начального и среднего профессионального обучения, используя все существующие ресурсы и возможности, поручено принимать меры для создания новых рабочих мест, наладить дополнительные меры для создания курсов по обучению трудовых мигрантов профессиям и ремеслам, а также языкам.

Наряду с этим, будут приняты эффективные меры для широкого налаживания домашних работ, таких как ковроткачество, другие виды ткацкого и швейного ремесел, в целом для развития ремесленничества и народных промыслов.

Вопрос обучения различным профессиям и ремеслам, подготовки рабочих кадров является важнейшей задачей руководителей и ответственных лиц министерств труда, миграции и занятости населения, образования и науки, министерств и ведомств, имеющих в своих структурах учебные учреждения,  а также руководителей областей, городов и районов, они обязаны укреплять материально-технические базы училищ, особенно центров обучения взрослых и принять все необходимые меры для подготовки конкурентоспособных на рынке  труда кадров.

С целью выполнения поручения Главы государства в 2015 году во всех учреждениях по воспитанию рабочих кадров Министерства труда, миграции и занятости населения, других министерствах и ведомствах, имеющих в своих структурах учебные учреждения, более 200 тыс. человек обучились новым ремеслам и подготовились к деятельности на внешних и внутренних рынках труда.

Этот процесс будет развиваться и в будущем, еще больше должны повыситься уровень и качество обучения ремеслам и изучения иностранных языков.

В связи с этим ответственным руководителям сферы поручено максимально больше создавать центры обучения взрослых, а также курсы по изучению профессий и ремесел с использованием возможностей профессионально-технических колледжей и лицеев, высших профессиональных и общеобразовательных  учреждений.

Для обеспечения продвижения сфер науки и образования в качестве приоритетной сферы социальной политики Правительство использует все необходимые возможности, при этом первостепенное внимание уделяет развитию технических и естественных наук, принимает необходимые меры по повышению уровня и качества обучения, внедрению и расширению рамок использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе сети Интернета в системе обучения, серьезное значение придает эффективности деятельности педагогов и совершенствованию их педагогических навыков.

С целью выполнения целей Национальной стратегии развития в сфере образования последовательно продолжаются реформы и инновация. Ныне  средние общеобразовательные учреждения страны полностью переведены на подушное финансирование, деятельность финансовой системы в этих учреждениях отрегулирована.

Следует отметить, что в 2016 году на развитие сферы образования предусмотрено 3 млрд. 150 млн. сомони, что на 10% больше чем в 2015 году и в 13 раз больше по сравнению с десятилетней давностью.

В 2015 году Правительством страны была принята «Государственная программа выявления и развития талантов на 2015-2020 годы», в соответствии с которой в областях, городах и районах будут образованы учебно-воспитательные центры для талантливых детей.

Этим путем мы создадим больше возможностей для развития человеческого потенциала и привлечения подростков к современному качественному обучению.
Следует отметить, что завершился срок реализации Программы компьютеризации в Республике Таджикистан на 2010-2015 годы, которая в масштабах страны выполнена на 106%.

Наряду с этим, ответственным лицам сферы образования поручено принять меры для разработки и представления Правительству страны «Концепции непрерывного обучения на 2016-2022 годы», а также дополнительные меры для налаживания подобной формы обучения.

Правительством принимаются конкретные меры для обеспечения материально-технической базы научных учреждений, оснащения лабораторий современным оборудованием, а также подготовки научных кадров за счет талантливой молодежи.

Одной из целей Правительства в этом направлении является внедрение в сферу медицины инновационных технологий. В последние годы в медицинских учреждениях широко применяется современное оборудование, тем самым улучшается уровень диагностики и лечения больных. Также следует отметить, что до сих пор в ряде городов и районов страны наблюдается нехватка специалистов сферы медицины.

Таджикский государственный медицинский университет с 1943 года, то есть первого года выпуска студентов до сегодняшнего дня  подготовил более 38 тыс. кадров с высшим медицинским образованием, из этого количества на весь советский период приходится 18 тыс., а на 24 года периода независимости – более 20 тыс.

Правительство год за годом увеличивает финансирование сферы здравоохранения, в 2016 текущем году этой отрасли выделено  1 млрд. 300 млн. сомони, что в 14 раз  больше чем в 2005 году.

Сегодня наши специалисты медицинской сферы, пользуясь созданными Правительством возможностями, в некоторых направлениях наладили работу на  мировом уровне.

В результате сегодня намного уменьшилась поездка наших граждан в зарубежные страны для диагностики и лечения. Также за последние десять лет уровень заражения инфекционными заболеваниями в среднем снизился в 24 раза, в том числе показатель туберкулеза - на 17%.

Двухлетний опыт объединения вопросов здравоохранения и социальной защиты населения дал заметные результаты в направлениях оздоровления инвалидов, назначения и установления инвалидности, социальной защиты малоимущих семей, их доступа к медицинским услугам, деятельности учреждений постоянного нахождения и реабилитации детей-инвалидов.
Правительство страны ставит в центр своего внимания вопросы, связанные с государственной молодежной политикой и осуществляет все необходимые меры для поддержки созидательных инициатив молодежи нашей независимой страны.

В новой редакции Налогового кодекса налог с имущества предприятий и налог с недвижимого имущества физических лиц заменен на один вид местного налога – налог с недвижимого имущества. Налогообложение сельского хозяйства упрощено на основании внедрения единого налога на производителей сельхозпродукции, отменены местный налог за содержание общественного пассажирского транспорта и налог с чрезвычайного дохода.

С целью дальнейшего совершенствования системы налогообложения подготовлены и приняты новые налоговый и таможенный кодексы, в которых учтены важнейшие положения налоговой политики и налогового администрирования, необходимость создания единой структуры налогообложения, упрощения налогов и отмены неэффективных налогов.

Одним из важных документов, принятых Правительством Республики Таджикистан, является Стратегия снижения уровня бедности. Для реализации этого документа государственный бюджет принял социальный характер, уделяя особое внимание развитию образования, здравоохранения, социальной защите населения, поддержке малого и среднего предпринимательства, транспорта, энергетике и обеспечению продовольственной безопасности.

Начиная с 2006 года, впервые началась разработка среднесрочного перспективного государственного бюджета на три года вперед, на основе которого была продолжена финансовая реформа в сфере налогово-бюджетной политики, реализованы среднесрочная Программа расходов, Стратегия снижения внешнего долга и Стратегия снижения уровня бедности и ежегодное увеличение бюджетных вливаний на социальные отрасли.

После обретения государственной независимости Республике Таджикистан в наследство достался всего лишь один таможенный пост «Нижний Пяндж», расположенный на его территории, и 2350 километров административной границы бывших республик Советского Союза автоматически превратились в государственную границу.

Осознавая важность вопроса обеспечения экономической безопасности страны, с помощью таможенных рычагов разработан и реализован ряд правовых и организационно-структурных мер по упрочению таможенной инфраструктуры и оснащению таможенных постов необходимым оборудованием, которые заложили надежную основу для дальнейшего совершенствования деятельности таможенных органов.

На сегодняшний день система таможенных органов состоит из                                 5 региональных таможенных управлений, таможенный контроль и оформление ввоза и вывоза товаров и транспортных средств поставлено осуществляется на 22 пограничных автомобильных переходах, 4 железнодорожных станциях, 1 речном переходе, 5 переходах на воздушном транспорте, 17 внутренних таможнях и 21 внутреннем таможенном посту.

С 1 июля 1997 года Республика Таджикистан является членом Всемирной таможенной организации и 10 международных конвенций в сфере таможенной деятельности.

Основной объем экспорта приходится на Китай, Турцию, Россию, Иран, Афганистан, Италию, Пакистан и Латвию. Импорт осуществляется из России, Казахстана, Китая, Ирана, США, ОАЭ, Литвы, Турции, Азербайджана и Кыргызстана.

Приватизация государственной собственности.Политика Правительства Республики Таджикистан в главном направлении экономических реформ – приватизации государственного имущества была начата с первых дней государственной независимости республики и продолжается по сей день.

Важнейшие процессы экономических реформ берут начало от приватизации государственного имущества, формирования различных форм собственности, отражающих основное содержание переходного периода к рыночной экономике.

Развитие предпринимательства. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон и Правительство страны, уделяя особое внимание вопросам развития предпринимательства, объявили государственную защиту и поддержку предпринимательства приоритетной в экономической политике страны.

Встречи Эмомали Рахмона с отечественными предпринимателями, объявление моратория на проверку субъектов малого и среднего предпринимательства, реформы системы лицензирования, совершенствования и принятия нормативно- правовых актов по устранению административных барьеров в сфере предпринимательства являются приоритетными направлениями, которые реализуются Правительством Республики Таджикистан и это способствует улучшению предпринимательского климата и экономического развития.

Направления, в которых наблюдается серьезный рост, являются, в первую очередь, введение принципа «Единого окна» в систему государственной регистрации предпринимательства, получения лицензии на строительную деятельность, усиление прав инвесторов путем оптимизации законодательства об акционерных обществах и упрощения процедуры банкротства.

Из 143,1 тысяч квадратных километра общей протяженности Республики Таджикистан 36,4 тысяч квадратных километра составляют земли, в недрах которых имеются месторождения нефти и газа. Поставлена добыча природного газа на месторождении Ходжа Сартез. В ближайшие годы Таджикистан достигнет значительных результатов в сфере добычи нефти и газа.
Развитие сферы телекоммуникаций и информационных технологий осуществляется на основе принятых соответствующих программ и стратегий. В этом аспекте запланировано создание основных и важных видов телекоммуникационного сервиса, в том числе, местной, междугородной и международной телефонной связи, доступа к сети Интернет во всех населенных пунктах Республики Таджикистан независимо от их географического расположения.

В этих целях национальным оператором Республики Таджикистан – ОАО «Тоджиктелеком» поэтапно реализуется Стратегия развития и совершенствования подструктур и телекоммуникационных сетей Республики Таджикистан.

Начиная с 2002 года и по 2015 года все телефонные станции, относящиеся к сети ОАО «Тоджиктелеком», полностью оборудованы современными цифровыми технологиями. В связи с этим возникла необходимость реконструкции, доступных абонентам, сетей, и данный вопрос также был решен.

С 2005 года, с учетом возможности выхода на соседние страны, началась практическая реализация проекта по поэтапной прокладке головных сетей оптико-волоконных линий связи. В рамках проекта предусмотрена замена старых и изношенных основных междугородних сетей, действующих через медно – проволочные кабели на оптико-волоконные линии связи.

При реализации проекта на территории Горно-Бадахшанской Автономной области создана возможность соединения посредством оптико-волоконных кабелей с телекоммуникационными сетями Китайской Народной Республики, что послужило выявлению альтернативных путей выхода на мировое информационное сообщество.

Со строительством высокоскоростной оптико-волоконной сети на территории Хатлонской области появилась возможность соединения телекоммуникационных сетей Республики Таджикистан с Исламской Республикой Афганистан.

За 25 лет независимости в Республике Таджикистан наблюдается стремительное развитие телекоммуникаций. С внедрением новых технологий расширились сети связи, что в свою очередь, способствовало открытию новых форм и методов регулирования деятельности всех отраслей связи.
 

Строительство и архитектура. Для развития отраслей строительства и архитектуры страны Государством и Правительством Республики Таджикистан последовательно создаются благоприятные условия. Благоустройство городов и районов, в первую очередь, зависит от совершенства разработки Генеральных планов. Во многих городах и районах, где еще до приобретения независимости устарели Генеральные планы, возникает необходимость подготовки новых проектов. В настоящее время благодаря непосредственной поддержке Главы государства и Правительства поэтапно разрабатываются Генеральные планы, создаются благоприятные условия для построения красивых современных зданий, улиц и проспектов по определенной системе.

В столице Таджикистана городе Душанбе широко поставлено строительство жилья, гостиниц и социально-культурных объектов. За сравнительно короткий период облик столицы, преобразившись, в ближайшем будущем примет великолепный вид. Совмещение восточной и европейской архитектурных стилей, используемой при строительстве зданий и объектов, превращают город Душанбе в современную и неповторимую столицу.

Строительство административных зданий, объектов культуры и бытового обслуживания, спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям, в Кулябе и Худжанде, Турсунзаде и Дангаре, Хороге и Рошткалъа, Пенджикенте и Ванче, красиво спроектированных аллей и парков в Душанбе, Худжанде, Хороге, Дангаре, возведение во всех городах и районах высотных жилых зданий в современном архитектурном стиле свидетельство того, что независимый Таджикистан процветает с каждым днем, улучшаются условия жизни и работы народа.

За период независимости Правительством Республики Таджикистан для развития сельскохозяйственной отрасли проведены земельная реформа, реорганизация хозяйств и принятие государственных программ по развитию растениеводства, скотоводства, семеноводства и обеспечению сельскохозяйственной техникой, которые дали серьезный толчок развитию отрасли. В общей сложности на сегодняшний день в сфере сельского хозяйства принято 17 отраслевых государственных программ.

Переход к новым формам хозяйствования начался после приобретения независимости и, согласно государственной программе, вместо колхозов и совхозов в настоящее время созданы дехканские (фермерские), общественные, государственные и подсобные хозяйства.

Два исторических Указа Президента Республики Таджикистан «О выделении 50 тысяч га земли для организации сельских индивидуальных хозяйств» от            9 сентября 1995 года и другой от 1 декабря 1997 года о выделении дополнительно 25 тысяч га земли гражданам заложили надежную базу для структурных преобразований сельского хозяйства. Данные акты сыграли важную роль в разрешении трудностей переходного периода. Реализация этих шагов дала возможность привлечения значительной части населения к полезной деятельности в сельском хозяйстве и снижения уровня безработицы в стране. Одновременно улучшено обеспечение населения первичной продукцией, особенно, мукой.

В аграрной отрасли хлопководство, зерноводство, картофелеводство, овощеводство, бахчевых культур, садоводство и виноградарство считаются основными направлениями. В настоящее время быстрыми темпами развиваются пчеловодство, птицеводство и рыбоводство. В 2010 году началась реализация Программы развития коневодства. В целом же в отрасли скотоводства реализуются семь государственных программ.

Успешное развитие сельского хозяйства невозможно представить без использования достижений современной науки. Именно поэтому Правительство Республики Таджикистан уделяет особое внимание развитию научно-исследовательских учреждений. В агропромышленной отрасли научными исследованиями занимается Академия сельскохозяйственных наук.

Ученые в основном заняты исследованиями и изучением вопросов селекции животных и птиц, высокоурожайных семян устойчивых к разному климату, методов и технологий выращивания сельскохозяйственных культур во всех регионах страны от высокогорья Памира до долин.

Инвестиционный климат

В Республике Таджикистан созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, поддержки рыночных структур и развития коммерческой, финансовой и банковской системы.

Сделан огромный шаг в сторону углубления экономических реформ, реконструкции национальной экономики, укрепления и развития международных связей и глубокой интеграции в мировую экономику.

Либерализована внешняя торговля, ценообразование и валютные операции. Функционирует универсальная товарно-сырьевая биржа и межбанковский валютный рынок.

Республика Таджикистан 2 марта 2013 года стала полноправным членом Всемирной Торговой Организации.

Правительством Республики Таджикистан  проделана большая работа по приведению законодательства страны в соответствие с требованиями и нормами Соглашений ВТО, а также усиления механизма правоприменения в Республике Таджикистан. В настоящее время, в республике создана достаточно развитая нормативно-правовая база, отвечающая требованиям международного права. 

В частности, проделана большая работа по устранению нарушений принципов национального режима и режима наибольшего благоприятствования в законодательстве страны. С целью устранения дискриминации между иностранными и отечественными импортерами в части уплаты акцизных налогов принято Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении ставок акцизов на отдельные товары, производимые в Республике Таджикистан и ввозимые на территорию Республики Таджикистан».

С целью приведения норм и положений законодательства республики в области тарифно-таможенной политики и используемых определений в нормативных актах Республики Таджикистан с положениями и нормами соглашений ВТО разработан и принят новый Таможенный Кодекс Республики Таджикистан, который полностью соответствует положениям обновленной редакции Киотской конвенции о гармонизации и упрощении торговых процедур.

Вступление Республики Таджикистан во ВТО прежде всего активно способствует в процессе интеграции с мировой экономикой, положительно влияет на рейтинг страны на мировом уровне, дает возможность использовать преимущества международной торговли, способствует совершенствованию структуры государственного управления и играет важную роль в деле подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере экономики и международной торговли.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАНОБ ИНВЕСТИЦИЯХ                                    от 15 марта 2016 года, № 1299регулирует отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности и определяет правовые, экономические основы стимулирования и государственной поддержки инвестиций посредством предоставления равного правового режима и гарантии защиты прав инвесторов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТОРА И ИНВЕСТИЦИИ

Цель государственной поддержки инвестора и инвестиции

Целью государственной поддержки инвестиции является создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиции для создания новых и обновление действующих производств с применением современных технологий и оборудования, создание новых и сохранение существующих рабочих мест, охраны здоровья, защиты окружающей среды и предоставления льгот для поддержки инвестируемой отрасли.

Государственная поддержка инвестора осуществляется уполномоченным органом, определяемым Правительством Республики Таджикистан. Уполномоченный государственный орган в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Республики Таджикистан, выполняет следующие функции: - обеспечивает связь между уполномоченными государственными органами и инвесторами; - подготавливает и распространяет информацию об инвестиционных возможностях, программах, проектах и условиях в Республике Таджикистан; - разрабатывает предложения по улучшению инвестиционного климата в Республике Таджикистан; -осуществляет иные функции, направленные на продвижение инвестиций, поддержку и защиту инвесторов в Республике Таджикистан. Уполномоченный государственный орган обязан на равной основе способствовать обеспечению инвесторов услугами по защите и продвижению их интересов, не допуская ухудшения их производственно – финансовой деятельности, использовать принципы гласности и прозрачности в привлечении инвестиций путем проведения международных тендеров.

Инвестиционные льготы

1. Предоставляются следующие виды инвестиционных льгот: - льготы по налогообложению; - таможенные льготы; - выдача государственных грантов. 2. Налоговые льготы предоставляются инвесторам в соответствии с порядке, установленным Налоговым кодексом Республики Таджикистан и Таможенным кодексом Республики Таджикистан. 3. Порядок выдачи государственных грантов и их виды определяются Правительством Республики Таджикистан.

При осуществлении реинвестирования иностранные инвесторы пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством Республики Таджикистан.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН принят                           1 января 2013 года.Налоговый Кодекс  подготовлен и принят с целью совершенствования и укрепления отношений в налоговой сфере с учетом отечественного и зарубежного опыта с привлечением экспертов, специалистов сферы, представителей министерств и ведомств, предпринимателей страны с участием международных финансовых организаций.

Налоговый кодекс отвечает нынешним социально-экономическим условиям страны, а облегчения и льготы, предусмотренные в нем, создадут прочную нормативную и правовую основу для большего содействия экономической атмосферы страны и привлечения инвестиций.

В новой редакции Налогового кодекса Республики Таджикистан предусмотрено упрощение и прозрачность процедуры налогообложения и отчетности, основной целью которого является повышение эффективности и справедливости налогов и облегчение нагрузки налогоплательщиков. 
В нем уменьшено общее количество статей с 359 до 329 единиц, количество наименований из 384 до 176 единиц, количество налоговых деклараций до 41%, количество налоговых отчетностей уменьшено до 86%, ликвидирован налог на розничную торговлю.

Общий перечень налогов сокращен с 21 вида до 10 видов (с 1 января 2017 года – до 9 видов), в том числе общегосударственные налоги с 17 до 8 единиц, местных налогов с 4 до 2 единиц. Кроме того, до 2017 года предусмотрено уменьшение количества налогов от прибыли для производителей с 15 до 13% и для других видов деятельности с 25% до 23%.

Данная мера будет осуществлена на основе исключения налога от розничной торговли, объединения одинаковых налогов (земельного налога с налогом от продажи недвижимого имущества, налога на продажу с налогом от переработки товаров, налога пользователей недр земли с роялти за воду, налога с прибыли с минимальным налогом от прибыли).

Учитывая опыт других стран, усовершенствована действующая система налогообложения, предусмотрена льготная и специальная система налогообложения.

Ликвидировано использование среднестатистических показателей для учета налогов от прибыли и социального налога.

Ликвидирован налог на добавочную стоимость для малого предпринимательства, минимальный регистрационный размер налога на добавочную стоимость увеличен от 200 тысяч сомони до 500 тысяч сомони, для него предусмотрена норма налога упрощенной системы относительно производства товаров в размере 5% и для других налогоплательщиков в размере 6%.

Предусмотрено полное освобождение налога на добавочную стоимость и таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования, их комплектующих, и породистого скота.

Также в целях поддержки отечественных переработчиков кожи, шерсти и другой сельхозпродукции, производящих конечную продукцию, распространяется льготная система сроком на 5 лет.

Также в соответствии с Налоговым кодексом создаваемым предприятиям с иностранными инвестициями, занятым в сфере материального производства, за исключением предприятий, связанных с разработкой и использованием природных ресурсов, при условии, что оплаченная доля иностранного инвестора в уставном фонде превышает 30% и объем иностранных инвестиций составляет от 100 тыс.долларов США до 5 млн. долларов США предоставляется льготный налоговый режим (освобождение от налога на прибыль) от 2-х до 5 лет с момента получения ими балансовой прибыли.

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ТАДЖИКИСТАНА

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ № 700, принят 25 марта 2011 года.

Настоящий Закон определяет организационные, правовые, экономические основы создания, управления, функционирования и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Таджикистан и регулирует порядок и условия применения специального правового режима в предпринимательской и инвестиционной деятельности в свободных экономических зонах.

Особенности таможенного регулирования в свободной экономической зоне

1. Свободная экономическая зона, является частью таможенной территории Республики Таджики- стан. Товары, помещенные на территории свободных экономических зон с целью освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, рассматриваются как находящиеся вне таможен- ной территории Республики Таджикистан.

2. Ввоз на территорию свободной экономической зоны иностранных и отечественных товаров осуществляется без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

3. Ввоз на территорию свободной экономической зоны производственного и строительного оборудования и других необходимых товаров для создания инфраструктуры субъектами и администрацией свободной экономической зоны осуществляется без взимания таможенных пошлин и налогов. Перечень этих товаров утверждается Правительством Республики Таджикистан.

4. При вывозе с территории свободной экономической зоны товаров за пределы Республики Таджикистан не взимаются налоги и таможенные пошлины, за исключением сборов за таможенное оформление, и не применяются запреты и ограничения экономического характера.

5. При вывозе товаров с территории свободной экономической зоны на другую часть таможенной территории Республики Таджикистан взимаются таможенные пошлины, налоги, и меры, связанные с запретами и ограничениями экономического характера, установленные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, применяются в соответствии с условиями заявленного таможен- ного режима.

 6. Определение страны происхождения по отношению товаров, производимых в свободной экономической зоне и ввозимых в нее, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.

7. Порядок таможенного оформления и учета товаров на территории свободной экономической зоны определяется законодательством Республики Таджикистан.

Статья 20. Особенности налогообложения в свободной экономической зоне

1. Налоговый режим функционирования свободной экономической зоны устанавливает порядок и условия льготного налогообложения деятельности субъектов на ее территории. 2. На территории свободной экономической зоны предпринимательская деятельность, независимо от форм собственности, освобождается от уплаты всех видов налогов, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Таджикистан, за исключением социального налога и налога на доходы физических лиц.

3. Социальный налог и налог на доходы физических лиц в свободной экономической зоне начисляется и погашается самостоятельно в соответствии с Налоговым кодексом Республики Таджикистан.

4. Налог на доходы физических лиц для иностранных специалистов – нерезидентов Республики Таджикистан уплачивается в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Таджикистан.

5. Контроль над полной и своевременной уплатой социального налога и налога на доходы физических лиц, производится налоговым органом.

6. Прибыль, полученная иностранными инвесторами, и заработная плата иностранных работников, полученная в иностранной валюте, может беспрепятственно вывозиться ими за границу, и при вывозе за границу налогами не облагается.

7. Налоговые льготы действуют только в той части деятельности субъектов, которая осуществляется на территории свободной экономической зоны. Налогообложение деятельности вне территории свободной экономической зоны проводится на общих основаниях в соответствии с налоговым законодательством Республики Таджикистан.

8. Субъекты свободной экономической зоны являются налогоплательщиками и ведут самостоятельный учет финансово-хозяйственной деятельности.

9. На территории свободной экономической зоны объекты налогообложения, не принадлежащие субъектам свободной экономической зоны, облагаются налогами в соответствии с законодательством Рес- публики Таджикистан.

Постановлением Правительства Республики Таджикистан на территории массива Карадум Кумсангирского района Хатлонской области с общей площадью земель в 400 гектаров и на территории юго-западной промышленной зоны города Худжанда Согдийской области с общей площадью земель в 320 гектаров сроком на 50 лет созданы свободные экономические зоны «Панч»(комплексного типа) и «Сугд»(промышленно производственного типа). Правительством Республики Таджикистан было принято постановление от 2.02.2009г. №74 «О создании свободных экономических зон «Ишкошим» и «Дангара». 

Вышеуказанные регионы имеют благоприятные условия и необходимую инфраструктуру для создания и функционирования свободных экономических зон. Создание свободных экономических зон в той или иной степени будут отражаться на специфике хозяйствования и развития этих регионов, а также тенденции мирового хозяйственного развития.

В целях распространения сведений о деятельности свободных экономических зон «Панч» и «Сугд» и привлечения зарубежных и отечественных инвестиций открыты ВЕБ сайты СЭЗ.