Понедельник, 11 декабря 2017 г.

Потребитель - физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, несвязанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребитель имеет право на:

- просвещение в области защиты прав потребителей;

- информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);

- безопасность товаров (работ, услуг);

- свободный выбор товаров (работ, услуг);

- надлежащее качество товаров (работ, услуг);

- возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги);

- защиту своих прав;

- создание общественных объединений потребителей.

- представление предложений производителю (продавцу), по улучшению качества товара (работ, услуг).

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение

потребителем или третьим лицом;

- расторжения договора купли-продажи;

- соразмерного уменьшения покупной цены.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Потребитель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае обнаружения существенных недостатков товара (существенного нарушения требований к его качеству). Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Республики Таджикистан.

Потребитель вправе предъявить требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в течение шести месяцев, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара на товар надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо расторгнуть договор.

Потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы, продавец не вправе удерживать из неё сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) организация, на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатка товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) организация, на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе участвовать в проверке качества (проведении экспертизы) товара лично или через своего представителя. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) организация, на основании договора с ним, отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги).

Если на товар (работу) изготовителем (исполнителем) должен быть, в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребитель, которому был продан товар (выполнена работа), не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, вред подлежит возмещению, независимо от времени его причинения.

Если в соответствии с настоящим Законом изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом товара.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, окружающей среде или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Возмещение морального ущерба, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем ущерба при наличии его вины.

Возмещение морального ущерба осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Возмещение морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер возмещения морального ущерба определяется судом.

Основные нормативно-правовые акты:

- Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть 1) от 1999 г.

- Закон Республики Таджикистан «О защите прав потребителей» от 2004 г.