Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Законодательство Республики Таджикистан, поддерживая конкуренцию, в то же время запрещает осуществлять монополистическую деятельность хозяйствующим субъектам.

Конкуренция есть сводная состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с законами Республики Таджикистан запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц) занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов (группы лиц) или физических лиц:

изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы и др.);

включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован;

создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

установление монопольно высоких (низких) цен;

сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара и т.д.

В целях осуществление государственной политики Республики Таджикистан в области ограничение монополии создан государственный антимонопольный орган.

К задачам государственного антимонопольного органа относятся: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Государственный антимонопольный орган:

вносит в Правительство Республики Таджикистан предложения и замечания по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и дает заключения по законопроектам и другим нормативным актам, касающимся функционирования рынка и развития конкуренции;

дает рекомендации государственным органам управления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

контролирует соблюдение антимонопольного законодательства при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйствующих субъектов, которое может привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов на рынках либо к ограничению конкуренции.

Государственный антимонопольный орган вправе:

давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, необоснованном отказе от заключения договора с другим хозяйствующим субъектом, о перечислении в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства;

давать государственным органам управления, органам исполнительной власти на местах обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

вносить в соответствующие государственные органы управления, органы исполнительной власти на местах предписания о введении или об отмене лицензирования квот, об изменении таможенных тарифов и иных видов государственной поддержки;

принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц государственных органов управления, органов исполнительной власти на местах за нарушения антимонопольного законодательства, за исключением случаев нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях;

обращаться в суд или экономический суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о необоснованном отказе от заключения договора с другими хозяйствующими субъектами о реорганизации (разделении или выделении) хозяйствующих субъектов;

участвовать в рассмотрении судом или экономическим судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;

требовать от хозяйствующих субъектов представления достоверных документов и иной информации, необходимой для осуществления его законной деятельности;

устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов;

давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.

Неисполнение требований государственного антимонопольного органа является основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску государственного антимонопольного органа.

Государственная регистрация хозяйствующих субъектов и их объединений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия государственного антимонопольного органа, в случаях, если это приведет к нарушению требований законодательства Республики Таджикистан, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску государственного антимонопольного органа.

Основные нормативно-правовые акты:

- Закон Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 2000г.