Четверг, 27 апреля 2017 г.

Новости Посольства

Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года

ВВЕДЕНИЕ

Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года (НСР-2030) разработана на основе положений Конституции Республики Таджикистан, Закона Республики Таджикистан                                «О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан», и в соответствии с долгосрочными целями и приоритетами развития страны, определенными Основателем мира и национального согласия – Лидером нации, Президентом Республики Таджикистан, уважаемым Эмомали Рахмоном в посланиях Маджлиси Оли Республики Таджикистан в 2014 и 2015 годах.

Данный документ подготовлен с учетом изменений произошедших за последние годы в стране и мире и в особенности, влияния мирового финансового и экономического кризиса 2007-2009 годов на национальную экономику.

НСР-2030 также, учитывает международные обязательства Республики Таджикистан по Повестке дня на XXIвек и Целей устойчивого развития (ЦУР) одобренных 70-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года.

Основным фокусом ЦУР является концепция Устойчивого Человеческого Развития. исходя из этого, полное искоренение бедности, смена неустойчивых и продвижение устойчивых моделей потребления и производства, а также защита и рациональное использование природных ресурсов в целях экономического и социального развития, являются главными задачами и жизненно важными условиями устойчивого человеческого развития.

Определены основные приоритеты развития страны после 2015 года, на реализацию которых направлены экономическая идеология, базовые принципы и комплекс мер НСР-2030. К ним относятся: (1) образование; (2) здравоохранение; (3) занятость; (4) неравенство; (5) коррупция; (6) обеспечение продовольственной безопасности и питание; (7) эффективное управление; (8) социальная защита населения; (9) превенция (предотвращение) потенциальных конфликтов; (10) энергетическая безопасность, экология и управление демографическими процессами.

Для реализации этих приоритетов важную роль должны сыграть институты координации и ответственности органов государственного управления, бизнеса и гражданского общества. Деятельность этих институтов будет основана на национальной системе оценки и прогнозирования будущего развития, краткосрочных и долгосрочных задач и, соответственно, планов по их выполнению. 

Поэтому в НСР-2030 на первый план вынесены вопросы усиления институционального развития в направлении обеспечения эффективного, прозрачного и антикоррупционного управленческого и финансового контроля на основе внедрения современных информационных технологий на всех уровнях государственного управления и, в целом, построения технократической и меритократической модели управления в стране. Для усиления роли институтов координации и социальной ответственности бизнеса рассматриваются меры по сокращению административного давления на хозяйственную деятельность, снижению коррупционной составляющей в процессе контроля и развития отраслей национальной экономики, в том числе, на основе развития государственно-частного партнерства.

В то же время, в условиях недостаточно окрепших гражданского общества и бизнеса, важную значимость приобретает координация и ответственность органов государственной власти в обеспечении индустриального и инновационного развития национальной экономики в направлении её широкой диверсификации и конкурентоспособности.

Развитие институтов координации и ответственности предполагает также и усиление роли гражданского общества в общественном контроле за деятельностью государства и бизнеса.

В целом, данный документ выступает как директивный план действий для всех органов государственного управления и индикативный план действий для частного сектора и гражданского общества, и на ней будет основываться разработка программ технической и финансовой помощи стране.

Обеспечение устойчивого развития страны предполагает выбор научно обоснованных базовых принципов будущего развития национальной экономики и общества. В основу системного подхода разработки НСР-2030 положены три базовых принципа будущего развития:

(1) превентивность, или упреждение (снижение) уязвимости будущего развития;

(2) индустриальность, или повышение эффективности использования национальных ресурсов;

(3) инновационность, или развитие на основе нововведений во всех сферах социально-экономической жизни страны.

Интенсивно изменяющаяся геополитическая, геоэкономическая и технологическая картина современного мира ставит перед нашей страной задачу превентивного и устойчивого экономического развития и обеспечения национальной безопасности.

В перспективе цели внешней политики должны быть направлены на создание благоприятных внешних условий развития, укрепление устоев государственности, защиту прав и свобод, интересов и достоинств граждан страны за рубежом, укрепление позиций государства на международной арене.

В свою очередь, внутренняя политика должна быть направлена на снижение уязвимости экономики страны от потенциальных внешних угроз, поиску и разработке эффективных механизмов и внутренних источников устойчивого экономического развития, обеспечения стабильного экономического роста, продуктивной занятости, устойчивого доступа к энергоресурсам и благоприятной предпринимательской среды. Экономический потенциал страны должен рассматриваться как материальная основа национальной безопасности. В этом отношении рациональное использование человеческого и природного капитала, а также усиление институционального потенциала развития в направлении повышения эффективности, диверсификации и конкурентоспособности национальной экономики, будут определять индустриальность будущего развития и обеспечат переход от аграрно-индустриальной к индустриально-аграрной экономике.

Приоритетное значение будут иметь вопросы обеспечения демократического управления в стране, верховенство закона, защиты прав и расширения возможностей человека. Усиление социальной защиты, обеспечение доступа к безопасным продуктам питания, улучшение водоснабжения, санитарии и структуры питания, снижение социального и гендерного неравенства во всех его формах, а также вопросы экологической устойчивости, будут рассматриваться как важные направления в действиях законодательных, исполнительных и судебных институтов.

В долгосрочном периоде обеспечение устойчивого развития страны невозможно без использования нововведений во всех сферах социально-экономической жизни. Стратегические ориентиры такого развития должны учитывать  рост инвестиционной и экономической активности в азиатском регионе, роли в нем стран Центральной Азии и в целом активизации сотрудничества стран по линии Юг-Юг. В ближайшее десятилетие наступает новый технологический, экономический и политический цикл мирового хозяйства, который замедлит темпы мирового экономического роста вплоть до середины XXIвека. Мы должны быть готовы адекватно воспринимать этот процесс и уже сегодня обозначить направления будущей модели роста, определить ее качественные характеристики.

Главным фактором такой модели роста может быть только человеческий капитал и его главные системообразующие компоненты – образование и наука, как важнейшие условия повышения национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики. В этой сфере необходимо работать на опережение и осуществить переход к системе 12-летнего общего образования и широкомасштабному внедрению международных образовательных стандартов в систему профессионального образования. Роль государства в выборе и поддержке приоритетных направлений науки и техники должна быть усилена.

Основу превентивного, индустриального и инновационного развития страны будет составлять и природный капитал. Огромный гидроэнергетический потенциал, чистая вода, благоприятные земля и климат, растительный мир, значительные трудовые ресурсы, богатейшие запасы минеральных ресурсов и горных недр, создают возможности для развития экспортоориентрованных и импортозамещающих производств, создания современных секторов добывающей и обрабатывающей промышленности, цветной и черной металлургии, экологически чистого агропромышленного комплекса. Богатое историко-культурное наследие Таджикистана, его уникальная природа с неповторимыми озерами, редкими животными и растениями, а также высокие горы являются важными условиями развития сферы туризма и увеличения вклада этой отрасли в ВВП страны. Дальнейшее развитие гидроэнергетических мощностей и реализация региональных транспортно-коммуникационных проектов позволит Таджикистану стать региональным лидером в производстве и транзите дешевой и экологически чистой энергии, расширить транзитные возможности страны. Тем самым внести свой достойный вклад в устойчивое развитие развивающихся стран Южной и Юго-Восточной части Азиатского региона, в том числе стран Центральной Азии, а также в активизацию сотрудничества в коридоре Юг-Юг.

 


 ПРИЛОЖЕНИЯ

Основные целевые индикаторы НСР-2030

 

Наименование индикаторов

Единица

измерения

2015

Индустриальный сценарий

Индустриально-инновационный сценарий

2020

2025

2030

2020

2025

2030

Численность населения (на конец года)

тыс. человек

8547,4

(до 01.01.2016)

9500

10490

11580

9500

10490

11580

 ВВП на душу населения

сомони

5663

 

8430

 

12297

 

17754

 

8869

 

14302

 

23131

 

Темп роста реального ВВП

в среднем за год

%

6,0

6,7

6,9

7,8

7,9

8,9

9,9

6-7

8-9

Валовые внутренние сбережения к ВВП

%

18,0

22

26

28

30

35

40

Доля частных инвестиций в ВВП

%

5

10

15

18

12

20

25

Доля промышленности в ВВП

%

12,3

12,5-13,2

16

20-20,5

13-13,5

16-16,5

20-21,0

 В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 - добывающая промышленность

%

 

11-12

11-11.5

9-10

11-11.5

10-10.5

8-9

 - обрабатывающая промышленность

%

 

72-74

74-75

76-76.5

73-74

75-76

78-78.5

- производство и распределение газа, воды и энергии

 

 

15-16

14.0-14.5

14-14.5

15-15.5

14-14.5

13-13.5

Доля сельского хозяйства в ВВП

%

23,3

21

20,1

19-19,5

19,5-20,5

18-18,5

17-18

Доля услуг в ВВП (без строительства)

%

-

37-37,5

34-34,2

28,5-29,5

38-38,5

35-35,5

30-30,6

 В том числе строительство

%

 

16-16,5

17-17,6

18,5-19,5

16-16,5

18-18,5

19,2-20,2

Чистые косвенные налоги в ВВП

%

13,4

12,6

12,5

12,5

12,3

12

12

Выработка электроэнергии, всего

млрд. кВт.час

17,1

26,2

37,5

40,7

26,2

37,6

45

Выработка электрической энергии   на ГЭС

 

млрд. кВт.час

16,8

24,5

34,4

37,6

24,5

34,5

41,6

Выработка электроэнергии на душу населения

тыс. кВт.час/чел.

2,02

2,78

3,64

3,67

2,78

3,65

4,06

Рост объема промышленной продукции (к 2015 г.)

%

100

в 1,6 раза

в 2,6 раза

в 4,2 раза

в 2,0 раза

в 4,0 раза

в 8,0 раз

c/ч-

 

 

 

 

 

 

 

 

Монетизация (по широкому показателю денежной массы  к ВВП)

%

22,3

32-34

36-38

40-42

44-46

48-50

52-56

Кредиты к ВВП

%

23,2

30-32

34-36

38-40

39-41

43-46

48-50

Капитализация (ценные бумаги) к ВВП

%

0

6-8

8-10

10-12

8-10

12-14

16-20

Добыча нефти

тыс.тонн

24,6

25,0

30,0

36,0

30,6

37,5

45,0

Добыча газа

тыс.м3

4102

4600

5000

6000

5750

6250

7500

Добыча угля

млн.тонн

1,04

4,05

6,9

10,4

5,3

10,3

15,1

Грузооборот

млрд. т. км

6,32

7,9

9,2

12,3

8,0

10,2

14,9

Пассажирооборот

млрд.пасс.км

10,6

13,2

15,5

20,6

13,3

17,0

24,8

Социальные индикаторы НСР -2030

Наименование индикаторов

Единица

измерения

2015

Прогноз

2020

2025

2030

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

в том числе

- мужчин

- женщин

лет

73,5

71,7

75,5

75,7

73,8

77,7

77,8

75,9

80,0

80,0

78,0

82,2

Доля среднего класса

%

22,4

30

40

50

Создание новых постоянных производительных рабочих мест

мест

61 тыс.

ежегодно не менее 100 тыс.

Доля лиц с профессиональным образованием среди занятого населения, в том числе среди  женщин

%

26

20

не менее 30

не менее 24

не менее 50

не менее 40

не менее 60

не менее 50

Рост реальной заработной платы (среднегодовой рост)

%

0,6

5

Соотношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин

%

62

65

70

75

Разработанные (наличие) типовые спецификации и стандарты предоставления услуг уязвимому населению

единиц

6

10

12

15

Доля учреждений социальной защиты и здравоохранения, здания которых приспособлены для лиц с инвалидностью

%

50

100

100

100

Охват детей  от трех до шести лет учреждениями дошкольного образования

% к возраст. группе

12

30

40

50

Среднее число лет обучения в школе

лет

9,6

10

11

12

Общие расходы  на науку

%  к ВВП

0,15

не менее

0,8

не менее 1,2

не менее 1,5

Доля занятых в НИОКР в общей численности занятых

%

0,15

не менее

0,3

не менее

0,5

не менее 0,6-0,65

Доля регионов, перешедших на подушевое финансирование в системе здравоохранения

кол / %

18/28

60/92

65/100

65/100

Рост реальных пенсий (среднегодовой рост)

%

-

6

Уровень обеспеченности жильем 

м2/чел

12

13

15

17

             

Межсекторальные индикаторы и международные сопоставления

 

Наименование индикаторов

Единица

измерения

2015

Прогноз

2020

2025

2030

Уровень бедности

%

31

20

18

15

Уровень крайней бедности

%

15,7

-

-

0

Развитие человеческого капитала

индекс

67,24

(65 место)

не ниже 60 места

не ниже 55 места

не ниже 50 места

Индекс человеческого развития (ИЧР)

индекс

0,624

0,667

В группе с высоким уровнем человеческого развития

Индекс гендерного неравенства

рейтинг

69 место из 155 стран

не ниже 60 места

не ниже 55 места

не ниже

50 места

Индекс гендерного развития

группа

3 группа по уровню развития

Во 2 группе по уровню развития

Во  2 группе по уровню развития

Во  2 группе по уровню развития

Потери в Индексе человеческого развития вследствие неравенства

%

19

18

17

16

Доля занятости в неформальном секторе

%

40

37

35

30

Уровень продовольственной самообеспеченности

%

55

60

65

70

Экономическая доступность продовольствия

(расходы населения на питание из общего дохода)

%

55-56

52-50

47-45

42-40

Ведение бизнеса (Doing Business)

рейтинг

132 место из 189 стран

не ниже 80 места

не ниже 70 места

не ниже 60 места

Качество государственного управления:

1)    учёт мнения населения и подотчетность государственных органов

2)    политическая стабильность и отсутствие насилия

3)    эффективность работы правительства

4)    качество законодательства

5)    верховенство закона

6)    сдерживание коррупции

7)    обеспечение прозрачности бюджета

индекс

 

 

7,11

14,69

14,83

14,83

9,95

10,05

25 из 100 требований

В группе реформаторов

Лидер в группе стран Центральной Азии

 

 

 

 

 

 

В группе лидеров стран СНГ

Конкурентоспособность национальной экономики

индекс

4,03

(Рейтинг конкуренции основанный на ресурсах)

Рейтинг в переходе от конкуренции основанный на ресурсах к конкуренции основанной на производительности

Рейтинг конкуренции

основанный на

производительности

Соотношение мужчин и женщин среди получателей кредитов в  микрофинансовых институтах

%

34

36

40

Экологическая устойчивость

индекс

31,34

(154 место из178 стран)

В группе лидеров стран Центральной Азии